Азовское море около Мариуполя: отдых-2018, планы-2019

В этом году побывал практически везде, где только возможно искупаться в Азовском море около Мариуполя. Отдыхать на восток от города, в оккупированном Новоазовском районе сейчас практически невозможно. Там есть только одно доступное место – Бакаи. Это искусственные водоемы в селах Виноградное/Приморское/Пионерское, которые отделены от моря тонкой береговой линией. Жители левого берега Мариуполя гоняют туда искупаться, так как там море глубже, а вода чище, чем на Левобережном пляже. Но все равно приходится проезжать через один блок-пост украинских военных. Нужно иметь с собой паспорт.

Гроза над Азовским морем на Белосарайской косе


Кстати, с мая 2015 года упомянутые села являются частью Мариуполя, а не отдельной административной единицей. Несмотря на это, близость к линии соприкосновения не позволяет им полноценно развиваться. Например, пару лет назад здесь еще работал развлекательный комплекс “Ялос”. А сейчас от него практически ничего не осталось. Но удивил и порадовал тот факт, что местами жизнь идет: строятся дома, которых еще год назад не было.

Городские пляжи Мариуполя тоже пользуются популярностью у горожан. В этот раз я был на Песчанке, где шла подготовка к фестивалю MRPL CITY – 2018 и левобережном пляже. Песчанка – это однозначно лучший пляж города. Но туда очень далеко добираться жителям левого берега, к которым я отношусь. Поэтому местные ждут начало обещанной реконструкции районного пляжа, которая превратит его в современную зону отдыха. В дополнение к скверу “Веселка”.

Но основным морским приключением стала первая в жизни поездка в Урзуф. К курортным поселкам Приазовья есть две дороги из Мариуполя – верхняя (через Мангуш) и нижняя (через Мелекино и Ялту). И там, и там есть блокпост, на котором нужно предъявлять паспорта при выезде и въезде в город.

Первая из дорог в хорошем состоянии и особых претензий к ней нет. А вот вторая уже много лет фактически закрыта для движения транспорта из-за оползня на территории мелекинского сельсовета. Но водители игнорируют знаки и едут напрямую.

Сельсовет и район не берутся за ремонт из-за его высокой стоимости. Дотаций из области нет, а власти Мариуполя, которые могли бы заинтересоваться таким проектом, не имеют права тратить средства из городского бюджета не по назначению. Так все и ждут. Кстати, на фото 2012 года асфальт еще целый.

Но история не без курьезов. Недавно в Мелекино перенесли и развернули памятник морским десантникам, освобождавшим Мариуполь. Раньше он стоял на краю холма, постепенно сползающего в море. По задумке автора моряк выбегал со стороны берега, а бежит к Азовскому морю. Спасать его, а не Мариуполь.

Но вернемся к Урзуфу. Этот поселок считается лучшим курортом Мангушского района, так как наиболее удален от металлургических гигантов столицы Приазовья. Следовательно, здесь чище воздух и вода, что привлекает отдыхающих. Но, как оказалось, инфраструктура тут тоже в порядке. Даже слегка напоминает большие курорты Азовского и Черного морей: Бердянск, Одессу и даже Крым, в котором я был летом 2008 года. Масштаб поменьше, но есть признаки системности.

Побережье Урзуфа можно условно разделить на несколько частей. Пансионаты (есть даже отдельный въезд с трассы), центральная часть с поселковым пляжем и зона около Бабах-Тарамы. Я провел день на центральном пляже, к которому ведет просто таки огромная торговой улицей. Квас, кофе, пиво, чебуреки и другие еда и напитки. Кафе и столовые, пляжные принадлежности и игровые залы, мини-зоопарк. Все это можно найти в радиусе нескольких сотен метров. На центральных улицах десятки частных баз отдыха с тенистыми дворами.

Торговая улица заканчивается бетонированным спуском к морю. Слева от него, на самом бойком торговом месте находятся кто бы вы думали? Бабульки, которые из огромных 40-литровых кастрюль продают горячую кукурузу. Справа – десяток кранов с водой, под которыми можно смыть морскую воду с тела или песок с ног. Наличие пресной воды в кранах – большое преимущество Урзуфа, Юрьевки и Ялты перед Белосарайкой и вторым спуском в Мелекино. Ведь там пресная вода привозная – одна из важнейших преград для развития курортных поселков.

Повалявшись на центральном пляже Урзуфа, в Мариуполь решили возвращаться через Юрьевку. Но выбрали путь не по трассе, а вдоль обрыва, на котором расположены эти поселки. “Уставшая” дорога с твердым покрытием из бетонных плит постепенно превратилась в грунтовую и уперлась в балку. Змеиную балку, часть заповедника Меотида. Ее можно объехать и продолжить путь по живописной, но опасной грунтовке через поле подсолнухов.

Минут через 40 добрались до окраин Юрьевки. Сделали остановку между кемпингом Удача и базой отдыха Альбатрос. В этом месте свободный доступ к пляжу, можно даже подъехать машиной. Не приходится спускаться по холмам и обрывам, которые являются неотъемлемым элементом рельефа в этих краях. Здесь море более мелкое, чем в Урзуфе. Инфраструктура также менее развита. Зато более спокойно, в противовес тусовочному соседу.

А вот о безопасности в этом районе заботится не только местная полиция (хотя вряд ли в районе много сотрудников). Сейчас Мангушский район – это место базирования полка нацгвардии “Азов”, базы которого расположены в Юрьевке и Урзуфе (на территории бывшей дачи Януковича). Пишу открыто, так как это давно не секрет.

Что касается Белосарайки и Мелекино, то туристов тут гораздо меньше, чем в 2012-2013 году. Практически прекратили ездить россияне и жители оккупированной части Донецкой и Луганской областей. Часть баз отдыха пустует. Удивило, что на первом мелекинском спуске закрыт рынок около пансионата Наука, на котором раньше всегда можно было купить свежие овощи, фрукты, соленую рыбу. Торговля стала более хаотичной, что ли. Зато наконец-то нашел памятный знак, установленный рэперами из группы Bad Balance, авторами песни о Мелекино.

При этом строятся новые частные базы отдыха, а в местный ненавязчивый сервис проникают современные технологии. Банковской картой можно было расплатиться даже в кафе около базы отдыха “Дружба” мариупольского СРЗ. За ней 20 лет назад начиналась степь, а сейчас там много застроенных участков, но на самый конец косы пройти нельзя – заповедник, который охраняется пограничниками.

Самое заметное изменение – появление асфальта на дороге между Белосарайкой и вторым спуском Мелекино. Но все равно во всех поселках (возможно, кроме Урзуфа) ощущается некая растерянность и бесхозность. Местные власти и ранее не слишком системно развивали туризм. А после сокращения туристического потока, сложно самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию. Хотя лично их она может и устраивает, но нет перспектив для сел.

Поэтому необходима более тесная интеграция с Мариуполем, который является главной транзитной точкой курортного Приазовья. Именно сюда приходят поезда и автобусы из других городов Украины. Именно здесь есть финансовый ресурс для наведения порядка. Хотя бы на первых порах косметического. Тем более что сейчас появился инструментарий для того, чтобы официально начать процесс – создание объединенной территориальной громады. Смогут ли договориться власти Мариуполя, Мангушского района и курортных сел? Поживем – увидим. Но здесь точно нужен какой-то импульс для развития туризма и создания более современной инфраструктуры (дороги, питьевая вода, электроэнергия, вывоз мусора, уборка пляжей и т.д.). Ведь море здесь теплое и мелкое, а продолжительность сезона такая же как в соседних Кирилловке или Бердянске. Но они стали туристическим магнитом, а потенциал Мангушского района пока не раскрыт.

 


На сайте Донбасс и Приазовье можно ознакомиться с достопримечательностями Мариуполя и Приазовья, Донецка и Донецкой области

______________
Page visitors: 3159
______________
Запись опубликована в рубрике Мариуполь с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.