Мариуполь живет слухами и догадками. Доверять можно лишь очень близким людям, так как у каждого своя вера, и очень сложно кого-то обратить в свою «религию»
Последний раз в Мариуполе я был в июле 2013 года. Солнце, Азовское море, пляж, улыбчивые лица гостеприимных земляков и многочисленных россиян, которые также отдыхали в курортном поселке Мелекино, не давали ни малейшего повода задуматься, что все может быть иначе. Спустя год к родному городу подошла война. Статьи в прессе, сюжеты на ТВ и телефонные рассказы родственников не давали полноценного представления о том, что же происходит в Мариуполе. Поэтому, воспользовавшись случаем, решил навестить Приазовье.
Поезд Киев-Мариуполь сейчас проводит в пути почти сутки, а его новый маршрут обходит Донецк и Днепропетровск, остановки в которых еще недавно казались таким же обязательным пунктом поездки, как стакан чая или крик проводника «Пассажиры, сдавайте постель!». Первый пункт в Донецкой области – сразу Волноваха. На бетонном заборе виднеется надпись «Мы за ДНР», таксисты везут в Донецк (60 км) за 100 гривен с человека, а проводники собирают банковские карточки у коллег-железнодорожников, которые живут на оккупированных территориях и не могут снять наличку в банкомате. Следующая – конечная, Мариуполь.
Даже не выйдя из вагона понимаешь, что попал в прифронтовой город. На перроне прогуливаются крепкие парни в камуфляжной форме с автоматами, около здания вокзала стоит внедорожник добровольческого батальона, по дороге домой родственники показывают новые памятные места: здесь был офис «Чечена», тут на мосту обстреляли пограничников, а в этой школе квартируется один из добровольческих батальонов.
Именно защитники города – основная тема практически всех споров и рассказов. «Они реально герои, защитили город, но иногда вытворяют такое…», – говорит давний друг, который возит на один из дальних блок-постов помощь, получаемую со всех уголков Украины. Что же они вытворяют? Прогулки по городу в нетрезвом виде с заряженным оружием, пренебрежение правилами дорожного движения, изъятие автомобилей, стрельба в людных местах – все это происходит не часто, но дает повод, как для провокаций, так и распускания слухов среди тех, кто верит, что «освободители» с востока наведут порядок. Ведь, по слухам, «в селах Новоазовского района: из магазинов исчезла водка, а наркоманов расстреляли».
Еще в поезде сосед по купе, услышав от меня словосочетание «кинотеатр «Союз», многозначительно произнес: «А-а-а, это там где маршрутку обстреляли…». Именно этот случай постоянно вспоминали собеседники, живущие в Орджоникидзевском районе города. Практически все они рассказывали версию, которая несколько отличалась от официальной: «Не было там никакой перестрелки, патруль открыл огонь на поражение. Там как раз ехала маршрутка с людьми со второй смены. Ну что они, не могли догнать эту «девятку» и разбираться уже где-то в безлюдном месте?».
Впрочем, погонь тоже хватает. Большая часть гражданской техники, используемой добровольческими батальонами, не имеет заметных опознавательных знаков: ни проблесковых маячков, ни сирен. Госномера скручены или перевернуты. Водителю непросто определить, кто именно пытается тебя обогнать или проскочить на запрещающий сигнал светофора: лихач-мажор или оперативная машина, спешащая на подмогу. В зеркалах заднего вида спецтранспорт с бойцами и маршрутка, созданные на базе автобуса Богдан, выглядят одинаково. Отсюда ДТП и аварийные ситуации, выводящие из равновесия даже бывалых драйверов.
Наверняка, многие видели видеоролик, как в центре Мариуполя перевернулся микроавтобус, пытавшийся проскочить на красный сигнал светофора. Но большинство эксцессов остается за пределами новостных лент. «Недавно мужичок на Порше притормозил перед пешеходным переходом, а в него влетела одна из машин батальонов. Выходят ребята с автоматами: «Претензии есть?», а тот им: «Да, что вы, что вы, какие претензии…». Уехали. А дядька смотрит: пол машины в утиль. Что рассказывать страховой компании и гаишникам?», – делится один из работников местного автосервиса. Кстати автосервисы загружены работой. Мариуполь – один из немногих городов региона, в которых остались станции технического обслуживания, сертифицированные производителями и импортерами иномарок. Также жизнь кипит на рынках и базарах, где продаются продукты и относительно недорогие промтовары. А вот многие магазины в торговых центрах пустуют, из автосалонов вывезены все машины.
На праздниках слушают и поют украинские песни, но украинскую армию и милицию боятся. После небольшого торжества одна из гостей, затягивавшая «Несе Галя воду» попросила вызвать такси, так как боится идти на остановку общественного транспорта: «Там же рядом база этих, с автоматами, мало ли что придет им в голову». На этой базе можно увидеть несколько автомобилей, часть из которых вместе с грузом «изъяли» у местных автоперевозчиков. «Не помогли даже переговоры, в которых участвовали руководители РОВД», – с грустью в голосе рассказал один из предпринимателей, работающих в сфере перевозок, добавив, что после такого пропадает желание сотрудничать с силовиками, хотя просьбы поступают регулярно.
Власти области и страны рассказывают о небывалом уровне патриотизме в Мариуполе, но, побывав в городе не как журналист, а как приятель, друг или родственник, понимаешь, что это скорее самовнушение. Действительно часть патриотично настроенного населения, преимущественно молодежи, сейчас не скрывают своей любви к Украине, под защитой армии и добровольческих батальонов они себя чувствуют даже более уверенно. Но в головах большей (по субъективным ощущениям) части горожан хаос, который не удается упорядочить. Да, на стенах домов нет признаний в любви к ДНР, а руководители предприятий стараются не использовать в общении с заводчанами и ветеранами резких характеристик. Но лидеры мнений все также противопоставляют промышленный регион и столицу страны. У простых людей в рассказах «за жизнь» слишком часто проскакивает «защитнички, нацгады, каратели, фашисты».
Каждый неосторожный шаг силовиков ведет лишь к тому, что население укрепляется в своей вере, той, в которой нет места национальному патриотизму. Чтобы доказать, что твоя вера более правильная нужно совершить чудо, как это случилось перед крещением Руси. Но если тогда князю Владимиру пришлось ослепнуть и прозреть, то сейчас достаточно своевременно «зачищать гниль», которая изредка появляется в рядах настоящих защитников города, и всеми возможными способами доводить эту информацию до жителей прифронтовых территорий. Тогда в Мариуполе и других похожих городах увеличится количество людей, искренне верящих в Украину и ее счастливое будущее.
На сайте Донбасс и Приазовье вы можете выбрать гостиницу в Мариуполе, ознакомиться с достопримечательностями Мариуполя и Приазовья
Спасибо за более-менее правдивое описание ситуации в городе. Только описанные в статье случаи которые у всех на слуху, так сказать, вершина айсберга, которую не удалось спрятать. Если есть возможность, пообщайся с представителями милиции, они расскажут, сколько у них лежит заявлений на пропажу людей. Ну и вообще пообщайся на эту тему (пропажи людей), уверен, нароешь много интересного. Вернее, страшного.
Михаил, по описанным случаям есть более-менее достоверный фактаж. Но и этого хватает для создания недружелюбной атмосферы в городе.
==
А.